Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети пишут или рисуют не правой, а левой рукой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам.
Учителя и воспитатели считают своей обязанностью переучить ребенка, заставляя брать карандаш из левой руки в правую. Но целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врожденным свойствам пытались перейти к использованию правой руки вместо левой, нередко не только начинали заикаться, но и теряли уверенность в себе, становились неврастениками. Теперь большинство людей понимает, что никакой патологии тут нет, так уж распорядилась природа.
Поэтому, уважаемые читатели, важно понимать и помнить следующее:
леворукость не определяется как патология, и для беспокойства нет причин;
преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только ведущую руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи);
истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период);
переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение ведущей руки ведет к нежелательным последствиям.
Переучивание ребенка в этой ситуации – это изменение его специфических качеств, которое влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом: могут возникнуть вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; в крайнем варианте – невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание;
у леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком левшой:
учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним;
создать благоприятный климат для него в семье;
не воевать с ним из-за частого упрямства; выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой;
принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» очень много и это тоже разновидность нормы;
хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться растить из него вундеркинда;
стараться чаще делать малышу сюрпризы;
не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим обычным детям;
желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, то есть тем навыкам, в которых его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша;
пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать и о правой – помощнице в бытовой деятельности;
развивать мелкую моторику левой руки следует также, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно левой рукой;
если после пятилетнего возраста вы заметите у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.
Информация подготовлена педагогом дополнительного образования центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Саторис» Мигур Л.Л. в рамках гранта «Семейный компас». Грант реализуется на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
#семейныйкомпас
#семейныйкомпаснавигатор
#семейныйкомпас_уфа
#семейныйкомпас_уфа_саторис