Что мы забыли в воспитании детей?

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок развивался правильно и в срок. Но мы забыли о тех приемах, играх, которые использовали наши бабушки и прабабушки с раннего возраста детей. В старину эти игры не объясняли научно, но в них – мудрость и опыт. Современные исследователи обнаружили в этих играх много полезного для развития детей.

Для развития ребенка важно чувство ритма. Отсутствие ритмичности сказывается на всей деятельности человека, в том числе и ребенка. Если развивается чувство ритма у ребенка, то он становится более ловким, более способным к расчету, анализу, контролю разума над своими действиями способным проявлять эмоции. Ритм присутствует в любой деятельности человека. Стремление к ритму прослеживается у человека с древнейших времен и до наших дней. Народное искусство любой страны объединяет в себе двигательную, музыкальную, речевую и изобразительную ритмичность.

Генетические корни чувства ритма уходят в младенчество и связаны с рефлексами.

Ритмические движения у ребенка появляются с первых месяцев жизни. Это:

• сосание,
• ритмичные похлопывания рукой, постукивания предметом о предмет,
• повторные ритмичные прыжки,
• повторные манипуляции с предметами,
• повторные слоги в лепете,
• черкание карандашом.

Затем к повторным ритмичным движениям присоединяются голосовые реакции:

• сначала лепет малыша,
• а затем слоги с разнообразными интонациями.

По мнению М.М. Кольцовой, существует тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмически взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой и при этом он выкрикивает или произносит слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

В дальнейшем появляются чередующиеся действия. Проявляется это в овладении ребенком перекрестной схемой ползанья, а затем ходьбы, появлении чередующихся игровых действий, первых двусоставных слов, первичной предметности в рисунке и постройке.

Ритмичность движений при ползании, прямохождении, игре, речи у детей формируется постепенно, и связана с тем, что становление этих функций зависит не только от степени зрелости нервной системы, но и от обучения со стороны близких взрослых.

Как с младенчества способствовать
развитию чувства ритма?

Один из способов – пестование.
Пестование – это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли.

Пестушки – это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми сопровождаются физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша.

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Если вы ребенка просто пеленаете, моете, кормите – это вы за ним ухаживаете. Если говорите при этом: «Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту – в рукавчик!», – это вы его воспитываете.

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

«Водичка, водичка,
Умой мое личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок»,

а делая массаж или зарядку, приговариваете:

«Потягушки, потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки – ходунюшки,
Рученьки – хватунюшки.
В роток – говорок,
А в голову – разумок»,

то таким образом, вы ребеночка пестуете, нянчите.

Если приговаривать эти пестушки, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток Земли.

На Земле все подчинено определенным ритмам:

• дыхание,
• кровообращение,
• выработка гормонов,
• день и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы.

Каждая клеточка работает в своем ритме. На том строятся заговоры от болезней: ведуны ловят «здоровый ритм» и подстраивают под него больной орган. И, оказывается, все старославянские игры «для самых маленьких» (типа «Сорока-ворона», «Три колодца», «Ладушки») не просто игры, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Ладушки👏

Психологи и неврологи утверждают: мозговая работа связана с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что если ладошка научится раскрываться, то и головка начнет работать активнее.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатывается при прикосновении к круглой поверхности. К собственной ладошке, к голове, к маминой руке. Для этого в древности и придумали игру «Ладушки».

— Ладушки, ладушки (выпрямляете пальчики малыша на своей ладони).
— Где были? У бабушки! (соединяете его ручки ладошка к ладошке).
— Что ели? Кашку! (хлопаете в ладоши).
— Пили простоквашку! (хлопаете еще раз).
— Кыш, полетели, на головку сели! – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

«Сорока-ворона»🐦

На ладошках и на стопах есть проекция всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» – не что иное, как массаж в игре.

Круговые движения взрослым пальцем по детской ладошке в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулирует работу желудочно-кишечного тракта.

На центре ладони – проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Увеличивать круги от центра ладони по спирали к внешним контурам ладони. Текст надо читать не торопясь, разделяя слоги. Закончить надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами.

Дальше, раздавая кашу «этому дала, этому дала», надо каждый пальчик малыша взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик – он отвечает за работу сердца, потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Потом средний пальчик – он стимулирует работу печени, затем указательный – отвечает за желудок.

Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дров не рубил, воды не носил – вот тебе!») не случайно оставляют напоследок. Он отвечает за голову. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо слегка «побить, потрепать», чтобы активизировать работу мозга и провести профилактику ОРЗ.

Такие пестушки имеются не только в старославянской культуре, но и у других народов. Вспомните свое детство, что вам приговаривали ваши бабушки, когда вы просыпались, когда вас умывали?

Как еще можно развить ритмичность в деятельности ребенка?

1. Проигрывать детские потешки, водить хороводы.
2. Рассказывать народные сказки.
3. Рисовать или раскрашивать народные орнаменты.

Давайте вспомним эти мудрые игры для наших детей!

Подготовила: учитель-дефектолог высшей категории МБОУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Саторис»
Г.М. Абязеева, в рамках гранта «Семейный компас». Грант реализуется на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

По материалам Интернет-ресурса: сообщество Философия планеты; статья Формирование чувства ритма у ребенка на ранних этапах онтогенеза; 2009 О.К. Сечкина.

#семейныйкомпас
#семейныйкомпаснавигатор
#семейныйкомпас_уфа
#семейныйкомпас_уфа_саторис