Гаджеты и дети

Как часто и сколько времени наши дети проводят возле экранов компьютера, планшета и других гаджетов? Особенность современных медиапотребителей в том, что они используют слишком много экранных устройств.

Как к этому относятся родители? Сохраняется высокий уровень тревожности и недостаточная осведомленность в использовании медиа, в то время как дети овладевают цифровыми устройствами рано, порой без участия взрослых.

Детям и подросткам не всегда удается проявлять волевые усилия, чтобы самостоятельно регламентировать экранное время. А если попытаться отобрать телефон или лишить доступа в Интернет, то можно внести раздор в отношения и потерять доверие.

Что же делать родителям?

Прежде всего, нужно попробовать понять причину чрезмерного пребывания ребенка в Интернете. То, что со стороны может казаться бесцельным времяпрепровождением и тратой времени, может быть очень важным для него.

🔴Нужно искренне поинтересоваться, что делает в Интернете подросток: общается (с кем?) или постоянно отслеживает ленту новостей в социальной сети (что это за новости, для чего он это делает?), старается приобрести популярность, ведя блог или видеоблог, выкладывая своя рисунки, музыку или что-то еще, играет (во что, с какой целью?). Подростку важно услышать, что родитель может переживать из-за того, что они редко общаются, что он хотел бы больше знать о жизни и интересах сына (дочери).

🔴Продолжением разговора может стать обсуждение сайтов, игры, приложений. Например, отец может попросить сына научить тому, что он делает в Интернете, сыграть вместе в игру, освоить новую для себя социальную сеть. Разговор и время, проведенное вместе, помогут понять, что именно привлекает вашего ребенка в Интернете и какие потребности он реализует, какие эмоции получает.

🔴 Если родитель всерьез обеспокоен чрезмерным увлечением Интернетом, важно выразить свои чувства! Обсудить с ребенком (подростком) имеющиеся сейчас и возможные в будущем негативные последствия этого увлечения.

Чтобы помочь подростку найти альтернативные Интернету занятия, можно поговорить об увлечениях подростка, вспомнить, что он любил делать раньше. Возможно, ему необходима помощь в этом процессе. На основе интернет-увлечений и личностных черт ребенка взрослый может предложить несколько вариантов хобби. Если подросток много играет в игры, то нужно понять их цель и механику. Это поможет подобрать альтернативу в реальности. Иногда в основе увлеченности играми лежит потребность в общении, которая удовлетворяется перепиской с другими игроками, или в соревновательной деятельности. Если подросток увлечен самой механикой игры, альтернативой может стать увлечение программированием, анимацией, проектированием или даже спортивные занятия, если подростка привлекает получение захватывающих эмоций и соревнование с другими. Если же он общается с незнакомыми людьми, ему может понравиться в различных подростковых клубах и лагерях. Если подросток увлечен своим блогом или выкладывает видео, он может заинтересовться школами, кружками, в которых обучают основам журналистики, видеоблогинга, фотографии, кино- и видеосъемок.

Важно пробовать и экспериментировать с новыми занятиями, а родителю – поддерживать подростка.

Информация подготовлена педагогом-психологом центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Саторис» Ахмедьяновой Ю. Р. в рамках гранта «Семейный компас». Грант реализуется на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

#семейныйкомпас
#семейныйкомпаснавигатор
#семейныйкомпас_уфа
#семейныйкомпас_уфа_саторис