Современный человек взаимодействует с компьютерами постоянно: на работе, дома, в школе, в социальных институтах, в машине и т.д. Стремительное развитие компьютерных технологий (сверхскоростная цифровая и информационная обработка, скорость картинки, яркое и точное качество изображения, звук, доступность) существенно влияет и перестраивает реалии сегодняшнего дня. Компьютер и помогает, и облегчает, и украшает повседневную жизнь, и игнорировать его возможности нет никакого смысла. Плюсы использования компьютеров очевидны:
- доступ и использование любой информации
- расширение навыков и умений, систематизация материала
- обучение новому и полезному
- моделирование, конструирование
- создание новых проектов и планов
- возможность путешествовать по разным странам и континентам
- установление множества контактов в разных странах, поиск друзей и т.д.
Реальность такова: современный ребенок быстро понимает, быстро осваивает и очень легко ориентируется в мире компьютерных технологий, и эта же реальность создает огромное количество предпосылок для возникновения прочной компьютерной зависимости. Реальность подталкивает к тому, что современные дети осваивают компьютерные технологии уже в раннем дошкольном возрасте, начиная с 3-4 лет, заменяя им разные развивающие игры, общение со сверстниками, родителями.
Вызывает беспокойство и тот факт, что дети и подростки в последние 10 лет в значительной мере усваивают все модели и правила поведения из соцсетей, Интернета, сюжетов компьютерных игр и других СМИ. Многие современные исследователи данной проблемы считают, что воздействие компьютера на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей (если не больше!) в определенных ситуациях.
Проблему компьютерной зависимости детей и подростков активно изучают в мире на протяжении последних 10-12 лет. Мировое сообщество детских врачей (психиатров, психотерапевтов, неврологов) давно «бьет в колокола»; создаются специальные ассоциации для помощи пострадавшим (в них входят более 18 стран), но, к сожалению, так и не находит эффективных способов профилактики и лечения. Почему?
Зависимость от компьютера проявляется намного быстрее, чем другие (курение, алкоголь, наркотики) и поддается коррекции намного сложнее, так как она наименее заметна для окружающих и более опасна для самого человека, потому что разрушает его изнутри, психически и социально.
Под термином «компьютерная зависимость» нами рассматриваются не только игры, но и зависимость от Интернета, социальных сетей (фейсбук, одноклассники, инстаграм и т.д.), использование разных гаджетов, приставок, планшетов, сотовых телефонов (увлечение «селфи») и просмотр телевизора.
Механизм Интернет-зависимости
(современная классификация, причины)
Что такое зависимость? Это навязчивая потребность, ощущаемая человеком и подвигающая к определенной деятельности. Самое главное и принципиальное отличие от алкогольной или наркотической зависимости — это отсутствие физиологического компонента (не путать с физиологическими последствиями!), а психологический компонент проявляется очень ярко.
Интернет-зависимость — это навязчивая потребность, пристрастие в использовании компьютера без жизненной или профессиональной необходимости, определенной цели и сопровождающаяся социальной дезадаптацией и психологическими симптомами.
Современная классификация Интернет-зависимости
Виды компьютерной зависимости:
1. Финансовая потребность – игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах, постоянное участие в аукционах или розыгрышах.
2. Пристрастие к просмотру мультфильмов и фильмов через Интернет (без разбору, все подряд).
3. Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка – постоянный просмотр новостей, актуальных роликов, отслеживание и обсуждение политических, экономических катаклизмов, поиск информации, чаще всего той, которая не нужна в повседневности; хаотичное путешествие по всемирной паутине, чтобы скрасить свое свободное время).
4. Интерес и пристрастие к виртуальному общению, поиску, переписке и знакомству, постоянное нахождение в соцсетях чаще без цели, просто так.
5. Постоянное участие в обсуждениях и «просиживание» в разных чатах, веб-форумах, группах; бесконечное «лайканье»; избыточное количество приятелей, знакомых, незнакомых; просматривание разных блогов и вопросы к блогерам, чаще пустяковые и т.д.
6. Зависимость от «селфи» в телефоне — частый просмотр и комментарии чужих фотографий, помещение своих снимков просто так, чтобы кто-то прокомментировал, оценил, «лайкнул» (независимо от обстоятельств, где, когда и как они были сделаны).
7. Игровая зависимость — навязчивое увлечение разными компьютерными играми по сети (и в одиночку, и группами) детей и взрослых.
Причины возникновения Интернет-зависимости
Сначала рассмотрим кратко общие причины, характерные для большинства людей, среди которых много современных родителей.
Человек – существо мыслящее, и информация для него всегда, во все времена, имела большое значение. Компьютер является мощным инструментом обработки, хранения и доступности информации. Появление всемирной сети Интернет создало уникальную возможность интерактивного общения людей независимо от пола, возраста, социального положения, места проживания и нахождения города и страны.
В Интернете много интересной и полезной информации для работы и жизни, и, если человек этим даже часто пользуется, это взаимодействие не всегда является зависимостью и приносит вред самому человеку и его окружающим.
В основе формирования патологического пристрастия лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации.
1) По многим известным и неизвестным причинам наш мозг очень любит решать разные логические задачи и выполнять простые примитивные последовательные действия, которые мгновенно приносят результат. В повседневной жизни часто не предоставляется возможность вернуться к повтору, проигрыванию и изменению определенных жизненных ситуаций, действий и алгоритмов, особенно если они негативные и требуют определенных усилий.
2) В большинстве случаев компьютерная зависимость часто возникает на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром (работой, семьей, бытом), отношениями с близкими и не очень людьми (нарушение коммуникации), с переживаниями и прохождением кризисов, утрат, болезней и т.д.
3) Уход в мир грез, фантазий, а теперь и виртуальности присущ людям с хрупкой душевной организацией, людям пассивным, зависимым. Любая альтернатива компьютеру, в том числе и досуг (все виды творчества, чтение книг, занятия физкультурой, спортом), требуют определенных усилий, а здесь нажал кнопку — и ты в «своем мире» («комфортно и делаю все, что я хочу»).
Вывод: взрослый человек всегда сам за себя несет ответственность, и у него есть выбор.
Причины компьютерной зависимости среди детей и подростков
Важно: Если раньше говорили о компьютерной зависимости у детей в возрасте от 11-15 лет и в основном среди мальчиков, то сейчас реальность такова, что компьютерами, гаджетами и телефонами очень часто пользуются маленькие дети. Начиная с 2,5-3 лет, независимо от пола и материального и социального положения, молодые родители сами приучают, поддерживают, «поощряют», всячески стимулируют детей к играм, просмотрам мультфильмов, даже не задумываясь о последствиях. В любое время и в любом месте можно наблюдать детей с телефоном, планшетом и т.д., например, в очереди в поликлинике, в дороге, кафе, общественных местах. Только представьте себе, как от этого искажаются процессы восприятия действительности и развития в дошкольном возрасте!
Причины возникновения зависимости:
- Нарушение коммуникативных навыков.
- Низкий уровень адаптационных механизмов (личностный, школьный, социальный).
- Отсутствие правильных социальных ориентиров (пример родителей в семье, установки на развитие и воспитание в школе).
- Ребенок не имеет никаких обязанностей, не приучен к труду (любому, даже элементарному – убирать за собой), не умеет выполнять простые последовательные инструкции, не имеет потребности и привычки что-то делать самостоятельно или с кем-то, т.е. у него отсутствуют те привычки, которые изначально формируются в семье.
- Отсутствие навыков самоконтроля, когда ребенок не способен на саморегуляцию своих эмоций и действий, не умеет элементарно контролировать свое поведение, ограничивать какие-то действия и т.д.
6. Проживание возрастных кризисов.
7. Отсутствие психологической поддержки со стороны взрослых (родителей, педагогов).
Любая зависимость имеет две особенности: 1)полностью подавляет самостоятельность и волю к сопротивлению; 2) способствует изменению на психическом и личностном уровне («демонизация личности»).
Каковы же факторы угрозы физическому и психическому здоровью ребенка от чрезмерного и бесконтрольного пользования компьютером, гаджетами, телефоном?
- Физическая угроза:
- Световые мелькания на любом дисплее (даже со степенью защиты) навязывают свои определенные частоты и ритмы коре головного мозга, что, в свою очередь, может спровоцировать тики, навязчивые движения, судороги, вплоть до приступа (эпилепсии).
- Повышение или понижение давления.
- Ухудшение и «расфокусирование» зрения.
- Смена уровня и частоты дыхания, увеличение и сбой частоты сердечных сокращений.
- Провокация приступов пассивного возбуждения с выбросом разных гормонов.
- Нарушение осанки, необратимые изменения в позвоночнике, нарушения костно-скелетной массы.
- Мышечное напряжение и нагрузки доводят до спазматического синдрома (тиков, судорог).
- Нарушение и сбой внутреннего биологического ритма (день — ночь).
- Возникновение, фиксация и закрепление «туннельного синдрома» (боли в запястье и мышцах кисти).
- Увеличение нагрузки на крестцовый отдел позвоночника и поясницу (чрезмерное давление, прострелы, судороги).
- Угроза психическому здоровью:
Любая игра (в телефоне, компьютере, гаджете), в которую чаще и больше всего играют дети и подростки, – это реализация определенных ролевых и агрессивных тенденций, либо дозволенное убийство, либо идентификация со злом (демонизация сознания: чудовища, монстры, мертвецы, демоны, киборги и т.д.).
Безусловно, подогревается и интерес к смерти, но не с точки зрения принятой в философии и культуре, а с точки зрения спортивного интереса.
С помощью данных проявлений стимулируются:
- пассивное возбуждение – расслабляющее, отбивающее инициативу, самостоятельность («все задаром; кем и каким хочу, тем и стану; придумаю себе имя, друзей и т.д.);
- страхи, тревоги, фобии, «зацикливание»;
- ярко выраженная астенизация психики (раздражительность, бессонница, рассеянность, колебания и перепады настроения, агрессивность без причины, импульсивность, повышенная утомляемость, постоянная усталость от недосыпа и т.д.)
Подобные проявления у детей младшего и школьного возраста ежедневно наблюдают воспитатели и учителя у детей.
Признаки, стадии и последствия компьютерной зависимости:
Признаки компьютерной зависимости:
- частые беспричинные перемены настроения: от вялого и безучастного до приподнято-возбужденного и эйфории;
- болезненная, бурная и неадекватная эмоциональная реакция на безобидное замечание, критику, советы;
- нарастающая оппозиция и агрессия без причины по отношению к родителям, родственникам, одноклассникам, старым друзьям;
- снижение успеваемости, отсутствие интереса и учебной мотивации, постоянные опоздания и пропуски уроков;
- ухудшение памяти, внимания, отсутствие концентрации, рассеянность;
- эмоциональное отчуждение (резкое ограничение общения с друзьями, родителями), изменение «круга общения»;
- отказ от увлечений и хобби – всего, что раньше было интересным;
- приступы тревоги, страха, подавленности, появление разных фобий;
- изворотливость, лживость, утаивание информации;
- потребность в деньгах (расходование денежных средств на «закачку» новых игр и программ, пропажа ценностей из дома, появление чужих вещей и т.д.);
- изменение внешнего вида (неопрятность, неряшливость, пренебрежение элементарными навыками гигиены, пренебрежение здоровьем, едой, сном);
- постоянное обсуждение компьютерной тематики (виды, сюжеты, темы).
Существует 3 стадии зависимости:
- Стадия легкой увлеченности (попробовал, удовлетворил интерес, полюбопытствовал); потребность носит ситуационный характер.
- Стадия увлеченности (переходная), желание становится потребностью и приобретает систематический характер, возможны активные действия по устранению всего того, что мешает и отвлекает (уроки, дополнительные занятия, увлечения, домашние обязанности, окружающие).
- Стадия зависимости (происходят видимые изменение всех потребностей).
Зависимость проявляется в 2 формах:
- социализированная (поддержка социальных контактов);
- индивидуализированная (крайняя форма зависимости).
Нарушается основная функция человеческой психики – она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность, которая очень сильно отличается от настоящей. Непонимание, непринятие этой разницы несет за собой серьезные последствия.
Последствия компьютерной зависимости:
Любые компьютерные технологии, схемы, игры:
- блокируют процесс личностного развития;
- снижают возможности социальной кооперации;
- способствуют подавлению и превращают любого играющего в механического исполнителя;
- разрушают социальные связи и контакты, так как ребенок мнит себя самодостаточным и не нуждается в дружеских отношениях (приводит к самоизоляции);
- порождают уныние, апатию, отчаяние в реальной жизни;
- «сужают» и схематизирует жизненные ситуации, упрощают способы их решения;
- содействуют «примитивизации» и разрушению логического мышления;
- развивают привыкание к методу «проб и ошибок», то есть любому возврату, повтору и исправлению (а если это инженер-проектировщик, строитель, врач?).
Выросло целое поколение «геймеров» со своей психологией и системой ценностей. Они характеризуются часто неадекватностью выражения своих эмоций, определенным стилем поведения, повышенной раздражительностью и цинизмом, жаждой власти, безразличием к чувствам и переживаниям окружающих людей.
Вывод: специалисты, работающие с детьми и подростками (психиатры, психотерапевты, неврологи, медицинские психологи, педагоги) определили на практике, что степень увлеченности играми прямо пропорциональна психологическому дискомфорту. Чем больше в реальной жизни проблем и трудностей, чем выше уровень интеллекта, социальный статус и материальное положение ребенка или подростка, тем сильнее и быстрее проявляется компьютерная зависимость.
Профилактика
Основной мерой предотвращения зависимости любого типа у детей и подростков является грамотное воспитание с учетом особенностей ребенка и его возможностей. И все современные родители это знают в теории, а на практике мало кто выполняет.
Позиция и отношение родителей к вопросу взаимоотношения с компьютером очень важны, так как свободный доступ к компьютеру дети имеют вне школы, чаще всего в домашних условиях, и предпосылки формирования закладываются в семье. У многих родителей информация о вредном воздействии компьютера вызывает досаду, раздражение: «А если его лишить, а как он будет без этого, он не должен себя чувствовать белой вороной среди остальных (представьте, вы объявляете людям, что их детям приправляют еду мышьяком, а они возражают: «Но все же едят, пусть и мой ест!»).
«Ну что мы можем сделать, как запретить?» – восклицают многие родители. Взрослые с легкостью расписываются в собственной беспомощности. Когда родители не сомневаются в том, что та или иная опасность смертельна для ребенка, они находят способы и возможности уберечь.
Компьютер вроде модной няньки вместо родителей для многих детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Взрослые просто в восторге от того, что он тихо сидит в своей комнате и никому не мешает. Родители могут не тратить на него свое время, не заниматься скучными вещами – читать сказки, рисовать, гулять, учить что-то делать своими руками, отвечать на тысячу почему. Всю эту обузу можно легко сбросить с плеч, купив компьютер и успокоив себя тем, что многие игры полезны, потому что они развивающие.
Да, они развивают установку, что весь мир – игра. Принцип вседозволенности, «будет так, как я хочу», «я управляю миром и людьми…». Зачем прилагать усилия, работать, учиться, иметь семью, отвечать за нее, зачем защищать друга, свой народ, свою страну, зачем?.. Когда можно жить просто так, развлекаясь, разрушая, убивая и т.д.
Влияние игр на поведение ребенка обязательно будет проявляться в семье. Если спросить родителей, хотят ли они жить со скандалами и хамством, никто не скажет «да», но гарант «веселой жизни» мы покупаем сами, своими руками и зомбируем детей за собственные, «кровные» деньги.
Каждый родитель сам определяет свою позицию: запрещать или дозировать!
Для родителей!
Существует 2 вида профилактики:
- Первичная – (пассивная)
Это создание условий невозможности использования компьютера, гаджета, телевизора, телефона всех членов семьи по общей договоренности. Совместное решение и поиск альтернативы. Этот способ требует много усилий, времени и сильного желания решить проблему.
- Вторичная – признание факта зависимости, даже частичной.
У ребенка или у члена семьи есть определенные признаки нарушения, которые влияют на учебу, работу, поведение, и в семье на уровне взаимоотношений вызывают дискомфорт. Данный способ также требует много сил и умений взрослых в семье.
Родители должны проанализировать эмоциональную реакцию, поведение ребенка и постараться понять причины. Должны ответить на ключевой вопрос: что мы делаем или не делаем, чтобы образовалась зависимость?
Важно знать:
1. Что смотрит и во что играет мой ребенок, какую информацию получает и перерабатывает?
2. Какие свои потребности таким образом удовлетворяет?
3. Как я смогу с ним договориться о правилах и соблюдении наших условий?
4. Какой пример (в чем и как) я могу дать своему ребенку?
5. Какие альтернативы досуга могу предложить?
«Нет» борьбе! Бессмысленно, скорее всего, вы проиграете.
Есть вариант. Можно попробовать с ним поиграть и понять, что он испытывает и через это, через искренний интерес выйти на другой уровень. Войти туда, стать с ним заодно, а потом забрать с собой.
«Да» доверию! Всегда опираться на взаимодействие, формировать и сохранять близкие отношения с ребенком любым способом в любом возрасте. Вы, взрослые, больше знаете, видите, умеете.
Важно:
уделять достаточно времени, сил, общаться и обсуждать не только школу, оценки, замечания, но и разговаривать обо всем на свете.
Если семья реально дает эмоциональную поддержку и тепло, тогда нет зависимости, или она незначительная (по ситуации, или время от времени), потому что нет необходимости убегать от реальной жизни, она и так интересна и насыщенна.
Рекомендации родителям по предотвращению компьютерной зависимости:
- Установите правила пользования детьми компьютером с самого начала (подбор правильного местонахождения в квартире — нельзя сидеть спиной к окну), грамотное освещение, защита экрана, техника безопасности).
- Определите временной лимит. Существуют определенные медицинские нормы, которые разрешают пользоваться компьютером без ущерба для здоровья.
1 — 3 класс: 15 минут в день
4 — 6 класс: 20 — 40 минут
7 — 9 класс: 40 — 90 минут
10 — 11 класс: 90 — 180 минут.
- Не внушайте отношение к компьютеру как к «сверхценности» или злу, сформируйте адекватное отношение (это всего лишь помощник для учебы и работы). Обманывать себя мыслью, что это необходимый инструмент, не стоит (другие инструменты для работы не способны программировать поведение человека).
- Необходима цензура всех компьютерных игр и программ (не надейтесь и не ждите, что за вас кто-то это сделает).
- Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно, установите и регламентируйте запрет на определенную информацию.
- Контролируйте занятость ребенка (вне школы) и особенно его времяпровождение.
- Подберите альтернативу (секции, кружки, клубы и т.д.), учитывая особенности личности ребенка.
- Закрепите за ним определенные домашние обязанности, будьте настойчивы, проверяя, все ли выполнено.
- Учите правилам коммуникации со сверстниками и взрослыми.
- Расширяйте кругозор, приучайте к чтению, музыке, играм (например, настольным (пазлы, конструктор): чем больше разных увлечений, хобби и меньше свободного времени, тем меньше тяга к компьютеру.
- Выстраивайте доверительные отношения (ищите и меняйте варианты), только так вы сможете быть в курсе его проблем и конфликтов.
- Научите простым способам саморегуляции (снятию эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций, отреагированию негативных эмоций).
- Формируйте и озвучивайте нравственные нормы и ценности (соотношение добра и зла).
- Будьте честны с собой, проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер, телефон? Ваше освобождение, пусть и постепенное – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.
- Не нарушайте сами правила, которые установили для ребенка (с учетом своих норм, естественно), не забывайте, что родители – образец для подражания.
Пока ребенок в младшем школьном возрасте (о дошкольном возрасте речь даже не идет, поскольку нет даже определенных санитарных норм), вы сможете добиться соблюдения определенных правил.
Стоит ли приносить в жертву прогрессу здоровье и благополучие собственных детей? Есть диагнозы, при которых компьютер вообще противопоказан.
Рекомендации родителям, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость
- Не идите путем насилия, не делайте ничего быстро и резко, если ребенок «завис» сильно, то резкое отлучение может привести к кардинальным поступкам (уход из дома, шантаж, попытки самоубийства с целью напугать взрослых).
- Любыми способами попробуйте выйти на диалог (расскажите о вреде и угрозах здоровью).
- Поговорите на равных о свободе, праве выбора и ответственности.
- Не действуйте на «авось», учитывая ситуацию, обратитесь за помощью к детским специалистам (психологу, психотерапевту). Только специалисты смогут определить степень зависимого состояния. Если психолог рекомендует обратиться к психиатру, не надо пугаться, значит, зависимость приобрела максимальную форму и начала изменять его сознание.
- Настройтесь на преодоление болезненного состояния в течение продолжительного промежутка времени. Преодоление зависимости – кризис и испытание не только для ребенка, но и для всей семьи.
Ваши помощники — здравый смысл, терпение и воля.
Чтобы отрегулировать взаимоотношения ребенка с компьютером, вы должны быть готовы к тому, что нужна альтернатива взамен – эмоционально не менее привлекательная, но более социально приемлемая и не угрожающая здоровью.
Насколько Вы готовы к альтернативе?
Вспомним игры нашего детства: настольные, ролевые (в профессию), дидактические (обучение) в детском саду; в школьном возрасте: дворовые (казаки-разбойники), командные, спортивные (соревнования, эстафеты, турслеты), военно-патриотические («Зарница») и др. Они развивали навыки общения, взаимовыручки, разрешения конфликтов на месте, умение подчиняться и соблюдать иерархию, проявлять собственную инициативу, волевые качества и т д. Благодаря активным формам — велосипед, мяч, шайба, биты, канаты — они помогали быть сильными, ловкими, выносливыми. А самое главное, они способствовали приобретению своего собственного опыта без ущерба здоровью (физическому и психическому).
В компьютерных играх все по-другому. Реализм происходящего – одна из главных приманок, граница условности недопустимо сдвинута в сторону реализма и подспудно формирует психологию сверхчеловека. Одно движение кнопки — и ты становишься властелином мира, граница условности недопустимо сдвинута в сторону реализма. Заманчиво, модно, красочно. Движущие изображения на цветном мониторе сами по себе независимо от содержания обладают гипнотическим эффектом.
Здесь все задаром – только успевай нажимать кнопки. Страшное не только пугает, оно еще и завораживает, особенно когда не с тобой, а с кем-то другим. А тут столько способов ощутить себя суперменом. Человек входит в реальность зла, и она перестает быть для него противоестественной – он получает очень острые ощущения вседозволенности. Игрок – это по сути антибог, который творит мир по своему образу и подобию и, как следствие, просыпается гордыня. Волевой потенциал не нужен, усилия тоже, «мышка» — аналог волшебной палочки. А сколько всего можно: в любой момент переиграть, вернуться, переделать, заново пережить какой-то неудавшийся эпизод – эйфория вседозволенности и власти, безусловно, это влияет на модели поведения и вызывает быстрое привыкание. Компьютер дает шанс проблемным детям уйти от неприятной реальности и почувствовать себя победителем.
Чем больше у ребенка проблем (не умеет общаться со сверстниками, замкнут, конфликтен, вспыльчив, заносчив, агрессивен, стеснителен, обидчив), тем он глубже погружается в мир игры, виртуальный мир обмана, иллюзий, грез. Сидение в разных «чатах», где тебя никто не знает и не видит в реальности, дает возможность придумать себе все: имя, биографию, пол, возраст, профессию (имидж такой, какой хочу, и без усилий, и все сразу).
Тенденция к зависимости наблюдается в основном среди мужского населения и считается одним из проявлений личностной незрелости. А любой подросток – это «разведчик» во взрослую жизнь: если никто не организовывает разведку, она возникает стихийно. Компьютерные игры тоже бывают разными (познавательные, стратегические, дидактические, обучающие), но их мало, и, как показывает практика, дети и подростки очень редко в них играют (они используются в основном в обучении, школе). А дома дети часто играют в страшилки, «ужастики», «войнушки» — варианты не ограничены и доступны.
Выводы: компьютеры прочно и надолго вошли в нашу жизнь, и полностью ограждать ребенка от компьютера – это ошибка, поскольку компьютер – часть настоящего и будущего, в котором ребёнку предстоит жить и работать, добиваться успеха, строить семью.
От нас, взрослых, от наших адекватных и слаженных действий зависит, станет ли компьютер, гаджет помощником и другом или превратится во врага и разрушителя для наших детей.