Формирование грамматического строя речи

Уважаемые родители!

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

‼Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Нарушения грамматического строя речи у детей могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, мешают усвоению правил русского языка. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможны развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

Именно поэтому, несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира.

Формирование грамматического строя речи содержит несколько направлений:

🔴 словоизменение – число, род, падежи;

🔴 словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов;

🔴 согласование различных частей речи между собой;

🔴 построение фразы – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами.

Как же родителям формировать грамматический строй речи у своего ребенка❓

Лучше всего грамматический строй речи усваивается детьми в играх. В них можно поиграть, например, пока родитель и ребенок находятся в автомобиле, автобусе в дорожной «пробке», возможно, когда ждут приема врача в поликлинике или во время совместной прогулки.

Далее, мы предлагаем игры для формирования грамматического строя речи.

⭐Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными. Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласовывая местоимение с существительным «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

⭐Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного
с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
Взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Примерный речевой материал:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Ведро синее, а ведерко … .

Яблоко сладкое, а яблочко … .

Солнце теплое, а солнышко … .

Чашка синяя, а чашечка … .

Цыпленок пушистый, а цыпленочек… .

⭐Игра «Что из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Взрослый говорит: «Стакан из стекла»
Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан). Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная и т.д.

⭐Игра «Скажи наоборот» («Один – много»)

Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

Примерный речевой материал:

шар… (шары)
комар… (комары)
гриб… (грибы)
шкаф… (шкафы)
окно… (окна)
ведро… (ведра)
корова… (коровы)
роза… (розы)
книга… (книги)
кубик… (кубики)
ложка… (ложки)
мышка… (мышки)

⭐ «Чего много?»

Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Примерный речевой материал:

апельсин – много апельсинов
кукла – много кукол
гриб – много грибов
ручка – много ручек
стул – много стульев
дерево – много деревьев
перо – много перьев

⭐ «Посчитай 1-2-5»

Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.
Образец ответа:
один шар, два шара, пять шаров. Примерный речевой материал:
гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

⭐ «Услышь ласковое слово»

Цель: освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:
лес – лесок

голос – голосок
петух – петушок
старик – старичок
корова – коровка
капля – капелька
рука – ручка
нога – ножка
Оля – Оленька
рука – рученька
нога – ноженька

⭐ «Цепочка»

Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек – человечек – человечище.

Примерный речевой материал:

кулак – … –…
нога – … – …
волос – … – …
плечи – … – …
нос – … – …
рука – … – …
клюв – … – …
усы – … – ….

На улице, на даче, дома существует масса ситуаций, когда вы можете отрабатывать грамматические категории. Нужно просто проявить немного фантазии, ну и, конечно, иметь желание.

Рассказать об отработке всех грамматических категорий в рамках одной публикации невозможно. В данной статье мы хотели показать лишь некоторые образцы. А заинтересованные родители обязательно почувствуют, в чем нуждается их ребенок и как ему помочь. И поверьте, такая кропотливая работа не пройдет даром. У малышей лучше сформируется «языковое чутье». Детям легче будет осваивать программу начальной школы. И вы сами от этого будете получать удовлетворение.

Информация подготовлена учителем-логопедом дополнительного образования центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Саторис» Шарипова Г.М. в рамках гранта «Семейный компас». Грант реализуется на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

#семейныйкомпас
#семейныйкомпаснавигатор
#семейныйкомпас_уфа
#семейныйкомпас_уфа_саторис