«Эффективное время»

Эффективное время (далее ЭВ) – это то время, которое можно хорошо провести с ребенком, мужем/женой и т.д. для формирования прочных эмоциональных связей. То есть, это инвестиция в хорошие отношения в будущем и настоящем, чтобы в дальнейшем можно было проще договориться, в чем-то уступить.

Чем заполняем эффективное время? С 1 года до 3-х лет приятной для ребенка деятельностью будет игра, волшебная игра, в которой он делает то, что хочет, и так, как он этого хочет. Именно в игре ребенок более компетентен, чем родитель. Важно сделать оговорку: ЭВ не равно развивающим занятиям. Если время ограничено, то лучше выбрать свободную игру, к которой присоединяется родитель, а развивающие занятия ребенок доберет в детском саду. Свободная игра – это инвестиция в будущие хорошие детско-родительские отношения.

Когда с ребенком занимаются слишком много, то у него могут возникать нервные тики, навязчивые состояния, проблемы со сном и др., так как происходит перегрузка нервной системы. Во всем должна быть мера.

Сколько времени необходимо на свободную игру? На свободную игру может уходить от 5 до 15 минут. Ребенку-дошкольнику необходимо уделять 30 минут ЭВ ежедневно, в том числе это касается и выходных дней. Но не более 40 минут, иначе пропадает ценность времени. Время ценится, когда оно ограничено. И если родитель находится с ребенком 24/7, не нужно уделять ему все это время. Именно поэтому с мамой ребенок капризничает, а с папой ведет себя хорошо: папа на работе весь день и приходит домой лишь вечером, поэтому ребенок быстро на него переключается и ведет себя иначе.

Если играть с ребенком не хочется? Этому могут быть следующие причины: 1) родитель устал/уставший; 2) родитель никогда не любил сюжетно-ролевые игры; 3) родителю скучно 4) для родителя это потеря времени. Если взрослый осознает по какой причине он не хочет играть с ребенком, то эти установки всегда можно проработать, чтобы повысить эффективность взаимодействия в детско-родительских отношениях.

Если в семье двое детей-дошкольников? Один ребенок играет с мамой, другой ребенок в это время с папой, после чего родители меняются. Если же мама одна с двумя детьми, то один ждет 3-5 минут (засекаем время) пока мама играет с другим, после чего очередность меняется. Что касается времени: первую неделю играем с каждым ребенком по 3 минуты, следующую неделю – 4 минуты и так доводим до 15 минут. Также ориентируемся на возрастные нормы: сколько ребенок может играть самостоятельно, один.

Время для свободной игры? В какое время играть с ребенком не столь принципиально – утро/день/вечер, это решает родитель в силу своей занятости. Главное, чтобы это было строго определенное время, то есть начиналась в одно и то же время каждый день, своего рода последовательность, как, например, режим дня.

Варианты окончания эффективной игры?

если время закончилось: предлагаем ребенку: «Я соберу игрушки, а ты мне можешь помочь», даже если ребенок протестует в этот момент, категорически не согласен с вашим решением. Если ребенок помогает – хвалите его за выполняемые действия.

если есть свои домашние дела, и ребенок хорошо играет: «Время у нас закончилось, мне нужно идти делать свои дела, а ты можешь еще поиграть с игрушками». У ребенка возможна протестная реакция, но мамино/папино время должно быть ценностью, поэтому родитель встает и уходит.

Какие игры подходят для эффективного времени? Конструктор «Лего», бусы, кубики, кукольные домики, куклы и т.д., то есть это игрушки, в которые можно играть.

Какие игры не подходят для эффективного времени? Это игрушки, которые приносят порчу имуществу или самому родителю, например, водяные пистолеты, краски, пластилин, мячики, тесто, пистолетики, игрушки со звуковыми и световыми эффектами. Перед игрой необходимо освободить комнату от «вредных» игрушек, убрать их из поля зрения ребенка для сокращения рисков выбора той игрушки, которая вам не подходит. Стоит сказать, что чтение книг, чистка зубов, купание – все это не относится к ЭВ, а подходит для ритуального времени перед отходом ребенка ко сну.

Эффективное время по возрасту? Если ребенку уже больше 7 лет, то ЭВ ему можно уделять не каждый день, но зато по 20-30 минут (смотрим по ситуации). Если ребенку 10 лет, то здесь ставится акцент на разговорах с ним, в которых есть принятие и поддержка со стороны родителя/взрослого. Ни в коем случае не даем рекомендаций и советов, иначе это будет воспринято как критика и нравоучения.

 Сначала уделяем ЭВ младшему ребенку, потом старшему, либо пока один ребенок кушает/чем-то занят, родитель проводит ЭВ с другим. При этом важно, чтобы, когда родитель уделяет время одному ребенку, то другой занимался чем-то другим, а не крутился рядом с родителем, не переключал его внимание на себя.

Если папа приезжает только по выходным? В будни ребенок может общаться с часто отсутствующим родителем с помощью мессенджеров (Skype, WhatsApp, Viber и пр.), мать/отец может позвонить ребенку по видеосвязи в течение дня. В выходные важно проводить много времени с ребенком, чтобы «насытить» его приятными впечатлениями и эмоциями, установить положительный и продуктивный контакт с ним. Взрослый способен организовать что-то незабываемое для ребенка, что последний эмоционально запомнит. Яркие эмоциональные события, насыщенные приятные впечатления – это те поддерживающие элементы, «якоря», которые ребенок будет использовать в своей жизни при столкновении с трудностями.

Если мало времени? Родитель договаривается с ребенком, что есть определенное время, в которое они могут вместе поиграть. Если это игра длительная, например, «Монополия», «Activity», то разбиваем ее на несколько вечеров, и тогда ребенок с нетерпением будет ждать следующего вечера, чтобы продолжить играть в нее. На ЭВ не нужно большого количества времени. Стоит сказать, что в машине ЭВ нет. Если один ребенок находится на тренировке, то родитель с другим ребенком может провести ЭВ как на улице/прогулке (если хорошая погода), так и в помещении (если плохая погода).

Эффективное время с подростком? Подростку можно уделять ЭВ 2-3 раза в неделю. Если ранее родитель не проводил с ним время, значит подросток проводит свое время в гаджетах. Подходим к подростку и спрашиваем, чего он хочет: «У меня есть два часа времени, я готов/а поделать с тобой то, что ты хочешь». Компьютерные игры с ребенком не поддерживаем. Об ЭВ предупреждаем заранее, когда или в какой день оно будет, но лучше, чтобы это было строго определенное время постоянно. В ЭВ с подростком можно включить поход в кинотеатр и обсуждение фильма/качеств героя (-ев). Если подросток спрашивает мнение родителя, то озвучиваем его, даже если оно отличается от мнения ребенка. Также не забываем поощрять высказывания самого подростка (не материально, конечно же). Важно в ЭВ включать элементы успеха – это то, что родителя восхищает в своем ребенке, чем он гордится. Это, в свою очередь, способствует повышению самооценки у подростка, придает ему уверенности в своих силах.

Эффективное время с мужем/супругой? Несмотря на наличие детей, даже маленьких, необходимо уделять ЭВ своей половинке, обходя стороной проблемы и задачи, которые стоят перед семьей – это дети, работа супруга (-ов) и быт/домашние дела. Поначалу это непросто, но постепенно у большинства пар это получается. Важно вспомнить, как проводили время ранее, когда только поженились, например, и организовать ЭВ для двоих. Возможно погулять в парке, пообщаться по видеосвязи на предмет своих желаний, увлечений и т.д. Также стоит сказать, что, если нет возможности выбраться куда-то из дома, то ЭВ пары можно провести в квартире/доме, которое начинается после 21:00, когда дети спят, домашние и рабочие вопросы решены.

Эффективное время себе? Это одно из самых сложных вопросов – как найти время для самого себя? Вполне достаточным будет 15-30 минут в день для себя, своих желаний, интересов, например, почитать книгу, собрать картину из пазлов или алмазную мозаику, принять ванну и т.д. Обозначенное время –15-30  минут – это ответ на вопрос мамам, которые устали от времяпрепровождения и игр со своими детьми. Важно помнить, что, когда ребенок спит, не нужно срочно делать домашние дела, нужно прислушаться к себе, своим желаниям в данный момент – это и есть тот отдых, который помогает родителю/взрослому быть в балансе.

Эффективное время с родственником/членом семьи, с которым есть конфликт? С этим человеком тоже необходимо проводить ЭВ помимо прояснения отношений с ним. Важно понимать, чего хочет он, что ему интересно и нужно. И тогда ЭВ будет способствовать минимизации конфликтов с определенным членом семьи, налаживанию с ним контактов и общения.

Информация подготовлена педагогом-психологом МБОУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Саторис» Павловой Я.С. в рамках гранта «Семейный компас».

Грант реализуется на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


#семейныйкомпас
#семейныйкомпаснавигатор
#семейныйкомпас_уфа
#семейныйкомпас_уфа_саторис